Можете ли вы по состоянию здоровья служить в армии ?

ОТ 18 ДО 30 ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЕГОДНЯ МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ МЕРЫ ПО ПРИЗЫВУ В АРМИЮ НЕ РЕШАТ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В августе в российских СМИ появились сообщения, что Минобороны РФ готовит реформу призывной системы и хочет увеличить контингент призывников до 800 тысяч человек путем привлечения на службу всех уклонистов. Для этого планируется внести поправки  в законодательные акты. О наличии проблем в комплектовании войск сказал президент России во время посещения 5 мая Таманской мотострелковой бригады. Предлагаемые кардинальные изменения оценили для «ВПК» эксперты Ассоциации военных политологов.

ПЛАНЫ МИНОБОРОНЫ 

Если верить сообщениям СМИ, то, во-первых, в Минобороны хотят ограничить передвижение молодых людей призывного возраста, запретить им уезжать в другой город и за границу. При попытке выезда у них будут проверять наличие специальной отметки в военном билете. Для этого планируется привлечь пограничников, милиционеров и военных полицейских, институт которых предполагается создать в ближайшее время.

Во-вторых, Министерство обороны предлагает увеличить призывной возраст до 30 лет включительно.

В-третьих, прорабатывается отмена повестки в военкомат. Вместо этого молодые люди в определенный день должны будут самостоятельно прибыть на призывную комиссию, чтобы определиться с направлением на военную службу.

В-четвертых, Минобороны хочет усилить ответственность самих призывников. В случае прибытия с опозданием в военкомат или на сборный пункт к будущему защитнику Отечества будут применяться административные меры. Уклонение же от призыва на военную службу повлечет за собой возбуждение уголовного дела и принятие оперативно-розыскных мер. При этом уголовная ответственность за уклонение может быть ужесточена.

В-пятых, предлагаются меры повышения имиджа службы в армии. Основная из них - введение запрета приема на государственную службу граждан, не являющихся военнослужащими запаса (или в отставке).

В-шестых, военное ведомство заинтересовано во введении учебного предмета «Основы военной службы» в средних общеобразовательных учреждениях. Планируется, что обучение будут вести офицеры запаса, которые смогут создать у учащейся молодежи привлекательный образ армейской службы.

МЕНЯТЬ НАДО, НО ПРОДУМАННО

Сложившаяся острая ситуация с призывом граждан на службу в армию, по нашему мнению, вызвана следующими обстоятельствами:

1. Престиж военной службы в целом и службы по призыву в частности остается у российского общества низким. Профессия военнослужащего пока не стала популярной на рынке труда нашего государства. Да, видимо, и не станет таковой в связи с фактическим закрытием темы контракта. А жаль!

2. Надо признать, что есть случаи уклонения лиц призывного возраста от военной службы путем длительного выезда в другой регион страны и за границу. В то же время нашему обществу долго внушали, что отечественные Вооруженные Силы станут в основном контрактными, а военнослужащие по призыву не будут принимать участия в вооруженных конфликтах. Многочисленные военные руководители неоднократно пиарили свою способность покончить с дедовщиной. Обещания не были выполнены.

3. Отказ высшего политического руководства от создания в ближайшей перспективе контрактной армии вызвал разочарование у многих экспертов. Согласно официально озвученной концепции придания Вооруженным Силам РФ нового облика в них из миллиона военнослужащих к концу 2010 года оставят только 150 тысяч офицеров и 90 тысяч контрактников. Остальные 760 тысяч будут состоять из призывников. Полагаем, данный месседж власти вступает в противоречие с современными зарубежными концепциями построения армии нового типа.

4. Принятие законодательного решения о снижении срока военной службы по призыву до одного года поставило органы военного управления в непростую ситуацию. С одной стороны, за 12 месяцев молодому человеку предстоит овладеть воинской специальностью и военные руководители заявили свою готовность выполнить эту задачу. Однако несколько значимых заявлений министра обороны о «разгрузке» военнослужащих по призыву от непрофильных занятий рождают сомнение: а чем же они в основном будут заниматься?

5. В стране обостряется демографическая ситуация. Если в системе призыва ничего не изменится в ближайшее время, то в 2012 году в ВС России должно быть 80% военнослужащих, проходящих службу по призыву, от общего числа 18-летних россиян. При этом демографическая яма со временем не исчезнет, и к 2015-му в России будут только 680 тысяч молодых людей, достигших призывного возраста. То есть наступит ситуация, при которой даже призыв всех 18-летних юношей не позволит полностью укомплектовать ВС.

6. Минобороны вынуждено демонстрировать высокую степень активности, поскольку надежды на эффективного менеджера и членов его команды велики. Объявленная главой государства модернизация постоянно должна подтверждаться какими-то инициативами. В то же время, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое.

Итак, сложилась противоречивая ситуация. Понятно, что современную Российскую армию необходимо модернизировать, но сделать это, похоже, собираются на базе устаревшей призывной системы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ

Могут ли в создавшейся обстановке предлагаемые Минобороны меры, озвученные СМИ, решить проблему комплектования ВС России? На наш взгляд, вряд ли. Для доказательства такого вывода результаты анализа предложений военного ведомства сведены в таблицу. Данные меры могут быть оценены двояко. Они носят как административно-запретительный (1, 3 и 4-е предложение), так и имиджево-пропагандистский характер. Приведем ниже несколько общих выводов.

Ужесточение правил выезда для молодых людей призывного возраста влечет за собой ограничение их гражданских прав (ст. 27 и 55 Конституции РФ). В результате неминуемо обострение отношений между властью и обществом. Ведь если высшая власть пойдет на эти ограничения, то уместен вопрос: почему она, требуя от гражданина добросовестного выполнения своих обязанностей по защите Отечества, не обеспечивает со своей стороны соблюдение его конституционных прав? Фактически будет создан прецедент, когда появится категория граждан, которые не являются преступниками, но в отношении которых действует санкция «Подписка о невыезде».

Любое ограничение прав гражданина, если в этом есть необходимость, должно повлечь за собой льготы со стороны власти. Поэтому предлагается принять особый статус призывника, в котором были бы предусмотрены меры компенсационного характера за ограничение их конституционных прав. Эти меры могут быть различными: предоставление льгот при получении и выплате банковского кредита, в области образования, медицинского обслуживания, пользования общественным транспортом и т. д.

Вместе с этим необходимо поднимать и расширять статус всех военнообязанных (призывников, военнослужащих, военнослужащих запаса), военных пенсионеров и ветеранов. То есть нужно закрепить меры поощрительного характера для всех тех, кто идет служить, кто служит и кто добросовестно отслужил в ВС РФ. Полагаем, что этого можно добиться путем принятия федерального закона РФ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров», в котором будут четыре положения: «О статусе призывника», «О статусе военнослужащего», «О статусе военнослужащего запаса» и «О статусе военного пенсионера».

Считаем, что увеличение призывного возраста до 30 лет, возможно, частично и решает проблему призыва, но в то же время наносит ощутимый вред экономике страны за счет снижения социальной мобильности части мужского населения. Кроме того, некоторые фирмы, предприятия лишатся на год подготовленных и опытных работников. В этом случае будут терпеть убытки не только отдельные семьи, но и малые и средние предприятия, где трудится большинство молодых людей до 30 лет, а также использующие вахтовый метод. На наш взгляд, реализация этой меры может породить всплеск социального недовольства.

Полагаем, что предлагаемые меры популяризации службы в армии весьма ограниченны и неэффективны. Учебный предмет «Основы военной службы» лишь частично повысит ее имидж, однако актуализирует множество нерешенных проблем. Кратко их перечислим: отсутствие надлежащей материальной базы, системы подбора преподавателей из числа военнослужащих запаса, их заинтересованности идти в учителя, утеря опыта в преподавании начальной военной подготовки.

Не надо забывать, что в российском обществе есть немало граждан и групп, отрицательно относящихся к введению данного учебного предмета. К тому же и международная общественность может негативно отреагировать. Отсутствие же эффективной системы подготовки юношей к службе в армии (сеть поддерживаемых государством спортивных секций, кружков и клубов, уменьшившиеся возможности РОСТО-ДОСААФ) скорее всего дезавуирует эту идею Минобороны.

От себя предложим еще две меры:

1. Принять Федеральную целевую программу подготовки призывников к военной службе, включая введение учебного предмета «Основы военной службы» и повышение заинтересованности как будущих воинов, так и тех, кто их будет готовить к армейской жизни.

2. Для возвращения престижа службы в армии Министерству обороны целесообразно сформировать, а правительству РФ профинансировать ведомственную целевую программу повышения имиджа ВС и военной службы.

Предложенные Министерством обороны меры вряд ли станут продолжением политического курса министра обороны РФ на гуманизацию внутриармейских отношений и созидание ВС нового облика. Скорее всего они не будут содействовать нормальному диалогу между руководством Минобороны и обществом. Все проекты законов, разрабатываемые военным ведомством, которые влияют на содержание конституционных прав граждан, уместно заранее размещать в Интернете для широкого обсуждения по примеру законопроекта «О полиции».

Результаты анализа предложений Минобороны России Ассоциацией военных политологов

п/п

Предложение МО РФ

Чего хочет МО (на наш взгляд)?

Что это даст власти (на наш взгляд)?

Что это даст обществу (на наш взгляд)?

В чем настоящая проблема?

Наши

предложения

1

Ограничить передвижение призывников. Запретить выезд в другой город и/или другую страну.

1. Облегчить работу призывным комиссиям и местным органам власти.

2. Улучшить контроль за призывниками.

3. Обеспечить стабильно необходимую численность ВС.

4. Получить новые рычаги воздействия на граждан страны.

1. Создается прецедент ограничения прав граждан.

2. В потенциале - возможность ограничения прав других категорий граждан.

3. Возможность ужесточения других управленческих решений.

1. Общество получает новые ограничения своих конституционных прав.

2. В обществе появляется группа граждан, к которым без суда будет применена санкция «Подписка о невыезде».

3. Снижение социальной мобильности населения.

4. Определенные ограничения для малого и среднего бизнеса, где в основном трудится молодежь.

1. МО неспособно создать систему стимулов?для прохождения гражданами военной службы.

2. Отказ от приоритетности военной службы по контракту создает новые проблемы для МО.

3. Государство выделило недостаточно ресурсов для формирования армии в основном по контракту.

1. Минобороны следует доказать необходимость и целесообразность ограничений прав призывников.

2. В случае доказанности эти ограничения надо подкрепить компенсационными льготами.

3. Необходимо подготовить и принять положение «О статусе призывника» как составной части ФЗ РФ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров».

2

Увеличить призывной возраст до 30 лет.

1. Увеличить число призывного контингента на ближайшую перспективу.

2. Закрепить призывной характер комплектования и добиться определенной экономии на этом.

1. Определенная экономия в связи с отказом от приоритетно контрактной армии.

2. Дополнительные рычаги воздействия на молодежь до 30 лет и контроля ее поведения.

1. Очередной рычаг воздействия со стороны власти, особенно на молодежь.

2. Уменьшение социальной мобильности населения.

3. Снижение заработков для определенной части населения (мужчины от 28 до 30 лет).

1. Высшая власть неспособна и не желает создать контрактную армию.

2. Минобороны неспособно и не желает создать контрактную армию.

3. Экономия на контрактной армии не в интересах современной экономики.

1. Призывной возраст не увеличивать.

2. Продолжить курс на формирование контрактной армии.

3. Доработать список компенсационных льгот в законе «О статусе военнослужащих».

3

Отменить повестку. Призывник обязан без повестки прибыть на заседание призывной комиссии.

1. Облегчить условия работы военкоматов и призывных комиссий.

2. Обеспечить стабильно высокую численность ВС.

1. Упрощается контроль за призывниками.

2. Упрощается работа МВД РФ и местных органов власти.

3. Усиливается так называемое патриотическое воспитание.

4. Скорее всего в учебные заведения возвращается начальная военная подготовка.

1. Общество будет вынуждено рассматривать призывную кампанию как составную часть своей жизни.

2. Местной общественности придется определить свое отношение к уклонениям от призыва в ВС РФ.

1. Не решена проблема статуса призывника и контрактника.

2. Не решена проблема статуса военнослужащего.

3. Профессия военного непрестижна в обществе.

1. Разработать и закрепить законодательно положения «О статусе призывников», «О статусе военнослужащих запаса» и «О статусе военных пенсионеров», которые вместе с положением «О статусе военнослужащих» должны стать составными частями общего ФЗ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров».

2. Разработать положение о системе общественного контроля хода призывной кампании с участием родителей призывников, которое должно стать составной частью ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4

В случае неприбытия на призывной пункт - уголовная ответственность, несвоевременное прибытие - административная ответственность.

1. Сотрудники военкоматов и другие должностные лица Минобороны освобождаются от розыска и воспитательного воздействия на уклонистов.

2. Уклонистами занимаются правоохранительные и судебные органы.

1. Получает дополнительный рычаг воздействия на призывников и их родителей.

2.Косвенно включается судебная власть.

3. Местные органы власти и МВД получают новый инструментарий принуждения.

1. Еще один рычаг административно-репрессивного воздействия со стороны власти.

2. Уменьшение социальной мобильности населения.

3. Снижение заработков для определенной части населения (мужчины от 18 до 30 лет).

1. Достаточно большое число молодежи не желает служить в ВС.

2. Престиж военной службы остается весьма низким.

3. Живучи надежды на административный ресурс и репрессивные меры при мобилизации населения на решение государственной задачи.

1. Принять меры поощрительного характера, дополняющие «Статус призывников» в целях заинтересованности граждан добросовестно готовиться к военной службе, своевременно прибывать на заседание призывной комиссии и сборный пункт.

2. Нужна программа улучшения имиджа ВС и военной службы.

3. Минобороны целесообразно сформировать, а правительству РФ - профинансировать ведомственную целевую программу улучшения имиджа ВС и военной службы.

5

Запретить прием на госслужбу лиц, не отслуживших в рядах ВС.

1. Повысить авторитет военной службы в обществе.

2. Привлечь в ряды ВС наиболее образованную молодежь.

3. Полнее использовать зарубежный опыт госслужбы.

4. Создать лучшие условия для социализации военнослужащих запаса.

5. Есть стремление сделать военную службу начальной стадией (этапом) госслужбы.

6. Активизировать госчиновников к повышению престижа военной службы.

1. Повысить привлекательность госслужбы и частично военной службы.

2. Получить в перспективе более лояльные кадры.

3. Частично вернуться к советской кадровой политике.

4. Полнее использовать зарубежный опыт госслужбы.

1. Повышение интереса к военной службе, особенно у обучающейся в вузах молодежи.

2. Повышение социальной значимости военной службы как социального «лифта».

3. Повышение доверия к государственной власти как открытой системе.

4. Усиление восприятия военной службы частью госслужбы.

5. Возможно, удастся активнее контролировать подготовку граждан к военной службе.

1. Нежелание большого числа молодежи служить в ВС.

2. Престиж ВС и военной службы остается весьма низким.

3. Государственная власть остается достаточно закрытой системой.

4. У современной власти нет полного доверия к военным.

5. Система социализации военнослужащих не работает.

6. Отсутствует действенный гражданский контроль за деятельностью госорганов и ВС.

7. Госаппарат нуждается в дебюрократизации.

1. Реально добиться, чтобы прием на госслужбу осуществлялся на конкурсной основе.

2. Военнослужащие запаса должны иметь законодательные преимущества перед другими гражданами в этом конкурсе.

3. Изменить всю законодательную базу госслужбы.

4. Эта идея Минобороны может оказать частичную помощь в антикоррупционной деятельности.

5. Определить перечень госдолжностей, в том числе высших, на которые принимаются исключительно военнослужащие запаса.

6. Создать систему действенного общественного контроля за деятельностью госорганов.

6

Ввести в школах учебный предмет «Основы военной службы» (ОВС).

1. Повысить качество и общий уровень знаний призывников о военной службе и деятельности ВС.

2. Сориентировать среднюю школу на деятельность в интересах Минобороны.

3. Возродить советские традиции.

4. Полнее использовать менталитет российских граждан в интересах военной службы.

5. Частичная социализация военнослужащих запаса.

1. Дополнительный рычаг информацион-но-образовательного характера на учащуюся молодежь.

2. Дополнительная социализация военнослужащих запаса.

3. Усиление так называемого патриотического воспитания молодежи.

4. Подготовка резерва на случай тотальной мобилизации населения.

1. Преподаватели «Основ военной службы» становятся общественными экспертами взаимоотношений армии и общества.

2. Для части граждан - усиление так называемого патриотического воспитания молодежи.

3. Уверенность в лучшей подготовке молодежи к службе в рядах ВС.

4. Возможность более активного привлечения к воспитанию молодежи ветеранов военной службы и военнослужащих запаса.

1. Уничтожена система начальной военной подготовки.

2. Нет эффективной системы подготовки молодежи к службе в рядах ВС.

3. Нет эффективной системы социализации военнослужащих запаса.

4. В обществе нет единства в отношении так называемого патриотического воспитания.

1. Принятие федеральной целевой программы по созданию эффективной системы подготовки призывников к военной службе.

2. Принять положение по организации «Основ военной службы».

3. Предусмотреть дополнительную оплату труда учителей ОВС от Минобороны.

4. Государству и Минобороны следует больше надеяться не на среднюю школу, а на специализированные негосударственные организации (типа РОСТО-ДОСААФ).

5. Поощрять создание спортивных секций, кружков и клубов, специализирующихся на подготовке молодежи к военной службе.

 

Сергей МЕЛЬКОВ
доктор политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов

Александр ПЕРЕНДЖИЕВ
кандидат политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов


Источник

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

 

На главную страницу сайта

© Агентство Добрых Услуг 2009-2010

Проверка тиц pr Яндекс.Метрика